12:40 | Author: Author

Об истории кораблей. Встуление. история судо­строения и судоходства. Про історію кораблів. Енциклопедія човнів. Рисунки, гравюры, картины, барельефы, фрески, моделиИногда справедливо говорят, что нашу планету правильнее было бы называть не Зем­ля, а Океан.

Ведь водой покрыто более двух третей ее поверхности.

Неудивительно, что человек уже в глубокой древности стремился найти средство для преодоления водных преград, а затем и пространств. Ученые считают, что история судо­строения и судоходства насчитывает около 8 тысяч лет. Именно этот возраст приписывают челну, найденному в заливе Фев-оф-Форт (Шотландия).

Интересная находка была сделана на территории Германии при раскопках стоянки пер­вобытных людей середины каменного века (13–12 тыс. до н. э.). Это хорошо сохранив­шееся весло, возраст которого оценивается в девять тысяч лет.

От обыкновенного плота до первого гребного судна прошли тысячелетия. Древнейшие памятники Вавилона, Ассирии, Египта, Китая и Океании свидетельствуют, что эпоха ко­рабля началась приблизительно 5 тысяч лет тому назад, а за 3 тыс. до н. э. существовали су­да, передвигавшиеся с помощью весел и парусов. Район Средиземного моря благодаря исключительно благоприятным климатическим условиям стал колыбелью европейской цивилизации.

Быстро развивались и крепли торговые связи, а для этого необходимы были корабли, ибо связь между отдельными развитыми странами наиболее выгодна и удобна была по морским путям.

Очень рано наряду с торговыми появились специальные боевые корабли. Уже за 1500 лет до н. э. финикийцы, египтяне и вавилоняне имели военный флот. Он предназ­начался как для защиты своего судоходства от пиратов, так и для войны на море.

Со временем как торговые, так и военные корабли беспрерывно совершенствовались, приобретая новые маневренные и боевые качества. Росло их водоизмещение.

Узкие и длинные военные корабли являли полную противоположность неуклюжим тор­говым судам. На них также был двойной движитель: весла и парус. Каждый военный ко­рабль имел в носовой части таран. Поначалу, чтобы удобнее было грести, борта делали невысокими. Но при одном ряде весел можно было расположить ограниченное число гребцов, и скорость была мала. Для ее увеличения стали со временем строить корабли с двумя, тремя, а затем с четырьмя и пятью рядами весел.

Десятки и сотни гребцов мускульной силой приводили в движение биремы, триремы, квантиремы и пентеры. Истории известны суда и с большим количеством ярусов весел.

Изобретение паруса намного улучшило маневренность кораблей и их возможность покрывать большие расстояния. Однако первое парусное вооружение вначале состояло из прямого рейкового паруса, который мог использоваться только при попутном ветре.

Потребовалось длительное время, чтобы человек изобрел паруса, которые позволяли судну двигаться против ветра.

Латинский и косой гафельный паруса знаменовали собой начало новой тенденции: вместо одного неудобного в обращении паруса ставили несколько меньших, более удоб­ных при управлении кораблем.

Древние суда были настолько удачны и рациональны, что и сегодня во многих частях света строят суда почти такой же конструкции, как и тысячи лет назад.

Внешний вид древних судов и их предполагаемые размеры кропотливо по отдельным сохранившимся источникам (рисункам, гравюрам, картинам, барельефам, фрескам, мо­делям) реконструированы современными исследователями.

Авторами <…> показана вся эволюция ко­рабля с глубокой древности до настоящих дней.

В. Дыгало, Н. Нарбеков.

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.