- Об истории кораблей. Вступление
- Египетский торговый корабль
- Мореходное торговое судно Египта
- Военный корабль Египта
- Корабль Эгейского моря (Крит)
- Финикийский торговый корабль
- Финикийский военный корабль
- Ассиро-финикийский торговый корабль
- Ассиро-финикийский боевой корабль
- Греческая бирема
- Греческий торговый корабль
- Римская бирема
- Римская трирема (триера)
- Римский торговый корабль
- Римская пентера (пентекотера)
- Римская галера
- Судно этрусков
- Гокштадский корабль (дракар)
- Норманнский шнеккер
- Норманнский кнорр
- Корабль Вильгельма Завоевателя
- Русская боевая лодья (ладья)
- Североевропейский дромон
- Генуэзский торговый корабль
- Английский купеческий корабль
- Корабль Ричарда III
- Ганзейский когг
- Датский военный корабль
- Французский торговый корабль
- Древняя китайская джонка
- Средиземноморское судно
- Венецианское грузовое судно
- Торговое судно Северной Европы
Иногда справедливо говорят, что нашу планету правильнее было бы называть не Земля, а Океан.
Ведь водой покрыто более двух третей ее поверхности.
Неудивительно, что человек уже в глубокой древности стремился найти средство для преодоления водных преград, а затем и пространств. Ученые считают, что история судостроения и судоходства насчитывает около 8 тысяч лет. Именно этот возраст приписывают челну, найденному в заливе Фев-оф-Форт (Шотландия).
Интересная находка была сделана на территории Германии при раскопках стоянки первобытных людей середины каменного века (13–12 тыс. до н. э.). Это хорошо сохранившееся весло, возраст которого оценивается в девять тысяч лет.
От обыкновенного плота до первого гребного судна прошли тысячелетия. Древнейшие памятники Вавилона, Ассирии, Египта, Китая и Океании свидетельствуют, что эпоха корабля началась приблизительно 5 тысяч лет тому назад, а за 3 тыс. до н. э. существовали суда, передвигавшиеся с помощью весел и парусов. Район Средиземного моря благодаря исключительно благоприятным климатическим условиям стал колыбелью европейской цивилизации.
Быстро развивались и крепли торговые связи, а для этого необходимы были корабли, ибо связь между отдельными развитыми странами наиболее выгодна и удобна была по морским путям.
Очень рано наряду с торговыми появились специальные боевые корабли. Уже за 1500 лет до н. э. финикийцы, египтяне и вавилоняне имели военный флот. Он предназначался как для защиты своего судоходства от пиратов, так и для войны на море.
Со временем как торговые, так и военные корабли беспрерывно совершенствовались, приобретая новые маневренные и боевые качества. Росло их водоизмещение.
Узкие и длинные военные корабли являли полную противоположность неуклюжим торговым судам. На них также был двойной движитель: весла и парус. Каждый военный корабль имел в носовой части таран. Поначалу, чтобы удобнее было грести, борта делали невысокими. Но при одном ряде весел можно было расположить ограниченное число гребцов, и скорость была мала. Для ее увеличения стали со временем строить корабли с двумя, тремя, а затем с четырьмя и пятью рядами весел.
Десятки и сотни гребцов мускульной силой приводили в движение биремы, триремы, квантиремы и пентеры. Истории известны суда и с большим количеством ярусов весел.
Изобретение паруса намного улучшило маневренность кораблей и их возможность покрывать большие расстояния. Однако первое парусное вооружение вначале состояло из прямого рейкового паруса, который мог использоваться только при попутном ветре.
Потребовалось длительное время, чтобы человек изобрел паруса, которые позволяли судну двигаться против ветра.
Латинский и косой гафельный паруса знаменовали собой начало новой тенденции: вместо одного неудобного в обращении паруса ставили несколько меньших, более удобных при управлении кораблем.
Древние суда были настолько удачны и рациональны, что и сегодня во многих частях света строят суда почти такой же конструкции, как и тысячи лет назад.
Внешний вид древних судов и их предполагаемые размеры кропотливо по отдельным сохранившимся источникам (рисункам, гравюрам, картинам, барельефам, фрескам, моделям) реконструированы современными исследователями.
Авторами <…> показана вся эволюция корабля с глубокой древности до настоящих дней.
В. Дыгало, Н. Нарбеков.
В гробницах III династии были найдены изображения грузовых судов, приводимых в движение не только веслами, но и парусом. На отдельных изображениях судов комплекса памятников додинастического периода Египта Негады II (4 тыс. до н. э.) тоже отчетливо виден парус. Узкий прямоугольный парус крепился к двуногой съемной мачте. На кормовом помосте закреплялись шесть длинных рулевых весел. Гребные весла убирались, гребли ими без упора, как на современных каноэ. Корпус набирался из тщательно обработанных акациевых плашек, был непрочен, и для более жесткой связи судостроители Древнего Египта протягивали вдоль корпуса канат на стойках. Такой же плетеный канат плотно опоясывал весь корпус корабля.
Суда этого типа имели различное назначение и были в основном речные. Длина 14–20 м, ширина 2–5 м. Имели палубу.
Развитие морской торговли в Древнем Египте влекло за собой совершенствование конструкций судов. Появились носовой и кормовой брусья. На них были сделаны шипы, куда входили доски обшивки. Уменьшился носовой свес, рулевые весла были увеличены и закреплены в прочных уключинах. Однако из-за еще недостаточной продольной прочности корпус стягивали канатом на специальных опорах. На носу и корме имелись небольшие площадки. Мачта с прямым парусом и две загнутые на концах реи составляли парусное вооружение. Якорем служил камень, обвязанный канатом. Водоизмещение египетских морских судов (1500 г. до н. э.) достигало 60–80 т. Строились и более крупные суда для перевозки строительных материалов, каменных блоков для пирамид, обелисков. Вдоль планширей1 бортов крепились небольшие колышки-уключины, к которым привязывались короткие весла с копьевидными лопастями. На расширяющихся «перьях» форштевня2 и ахтерштевня3 наносили магические рисунки или изображение глаза.
__________________
1 Планшир – самый верхний брус на фальшборте палубных судов (фальшборт – продолжение борта выше открытой верхней палубы).
2 Форштевень – носовая оконечность корабля.
3 Ахтерштевень – нижняя кормовая оконечность корабля.
По древнеегипетским барельефам известный шведский ученый, историк флота В. Лундстрем восстановил облик боевого египетского корабля 1200-х гг. до н. э.
Он имел довольно вытянутый корпус с прочным поперечным набором1, опирающимся на мощный килевой брус, что позволило отказаться от продольной стяжки канатом, столь характерной для торговых судов. Килевой брус в носовой части оканчивался металлическим тараном в виде головы животного. На далеко выступающем ахтерштевне крепилось одно, но крупное, рулевое весло. Дополнительную прочность корпусу давали банки2 от борта до борта. Гребцы прикрывались от стрел 80-сантиметровым фальшбортом.
По оконечностям судна жестко крепились огражденные площадки для лучников, которые располагались, кроме того, в плетеной корзине на топе мачты. Египетские лучники, имевшие на вооружении дальнобойные (поражение 150–160 м) луки, были основной ударной силой египетского боевого корабля.
Длина таких судов колебалась от 30 до 40 м.
__________________
1 Набор судна – каркас, скелет корпуса судна, состоящий из продольных и поперечных связей.
2 Банка – доска для сидения гребцов.
Реконструкция этого гребного судна проведена по изображению на вазе из Тебена (IX–VIII вв. до н. э.). Древний художник изобразил гребцов левого борта, сидящих поверх гребцов правого, по-видимому, для того, чтобы нагляднее показать общее количество весел. Как уверяют известные западные историки флота Э. Генриот и В. Лундстрем, это ни в коем случае не двухъярусное гребное судно (даже по соображениям остойчивости). Это узкий корабль с далеко выступающим тараном и двумя большими рулевыми веслами на кормовой площадке. В носовой части сооружен помост, над которым крепились оленьи рога или щупальца мифологического существа Горгоны. Такой корабль с возвышенной носовой частью и кормовой оконечностью в виде хвоста дракона производил впечатление мифического чудовища и должен был устрашать врагов. Длина таких судов колебалась в пределах 20–30 м, ширина – 1/6 длины. Из-за довольно высоких стоек-опор весла входили в воду под довольно большим углом, что снижало их эффективность при гребле. Спустя ряд столетий этот недостаток был устранен на галерах.
Лучшими мореходами и судостроителями древнего мира за 1500–1000 лет до н. э. являлись финикияне, жившие на восточном побережье Средиземного моря. Знаменитый ливанский кедр, покрывавший склоны гор их родины, давал прекрасный материал для строительства прочных мореходных судов. На рисунке изображен финикийский торговый корабль, датируемый 1500 г. до н. э. Это довольно вместительное судно с мощными штевнями1 и двумя кормовыми веслами. Вдоль бортов крепились решетки из прутьев для ограждения палубного груза.
Мачта несла прямой парус на двух изогнутых реях, по типу египетского. К носовому штевню крепилась большая амфора из обожженной глины для хранения питьевой воды. Финикийские кормчие внесли вклад в морскую науку, введя деление окружности горизонта на 360°, кроме того, они составили для моряков надежные небесные ориентиры.
Финикийцев с полным основанием можно считать первыми торговыми мореплавателями.
__________________
1 Штевень – прочный брус в носовой и кормовой оконечностях корабля.
Узкий, вытянутый корпус финикийской биремы1 состоял как бы из двух этажей, причем верхний был отдан кормчим и воинам. Для увеличения остойчивости корабля финикийцы опустили кринолины2 на уровень основного корпуса, разместив там ряды гребцов. Окованный бронзой, массивный, выступающий словно рог, таран являлся главным оружием узкой быстроходной биремы.
Традиционное съемное парусное вооружение применялось при попутных ветрах и было типичным для Средиземноморья. Акростоль3 кормы круто загибался, подобно хвосту скорпиона, а балюстрада боевой площадки прикрывалась щитами воинов, укрепленными вдоль бортов.
Финикийцы считались лучшими моряками своего времени, и многие государства древних часто использовали их как наемников.
На рисунке изображена боевая бирема 70 г. до н. э. Длина – около 30 м. Ширина основного корпуса – 1/6 длины.
__________________
1 Бирема – гребной военный корабль с двумя рядами весел.
2 Кринолин – площадка, где размещались гребцы.
3 Акростоль – декоративная кормовая оконечность.
Оригиналом для изображения послужил рисунок на одной из античных ваз, относящейся к VIII в. до н. э. Корпус судна имеет малую высоту борта и чашеобразную форму. Обшивка выполнена из досок и поднята только в носовой и кормовой частях. Палуба-настил, установленный на многочисленных опорах и обнесенный перилами, соединяет носовую площадку с кормовой. Невысокая прочная мачта несла большой прямоугольный парус, простеганный для прочности кожаными ремнями. Утверждать, что мачта могла изменять наклон, нет достаточных оснований, однако свободное скольжение фалов1 по вилкообразному топу2 вполне возможно. Это позволяло «подбирать» парус путем подвязывания его на рей3. В корпусе, нередко заливаемом водой, перевозили обычно амфоры, плотно закупоренные и залитые воском или асфальтом, в зависимости от характера груза. На верхней палубе крепили наиболее ценные, боящиеся воды грузы. Носовая часть была окована железом, защищавшим корпус при ударе о корпус корабля неприятеля. Судно было полувоенным и могло успешно защищаться от многочисленных в те времена пиратов.
__________________
1 Фал – конец для подъема и спуска паруса.
2 Топ – верхняя оконечность мачты.
3 Реи – круглое веретенообразное рангоутное дерево, к которому крепится парус.
Изображенное на рисунке судно относится к 1000–1500 гг. до н. э. Это довольно узкий, крепко скроенный корабль, с обшивкой вгладь, мощными штевнями и бархоутами1, идущими по периметру судна. Палуба для воинов поднята на стойках в виде платформы. Она закрыта фальшбортом, на который навешивались щиты воинов. Массивные кормовое и носовое весла существенно отличали судно от подобных судов того времени. Их наличие позволяло кораблю менять курс на 180° не разворачиваясь. Это значительно увеличивало маневренность. Во II веке н. э. такое расположение рулевых весел ввел киевский князь Изяслав на своих боевых палубных лодьях.
Кроме того, в бою эти весла прочно скреплялись с корпусом и играли роль таранов. Мачта была съемная. Два ряда весел позволяют отнести этот корабль к классу бирем. Длина его колебалась от 25 до 35 м, ширина 4–5 м.
__________________
1 Бархоут – пояс наружной обшивки у грузовой ватерлинии.
На рисунке изображен один из вариантов греческих бирем. Эти узкие стремительные суда строились без шпангоутов1, по наружным шаблонам, с креплением обшивки нагелями2, уже применявшимися на египетских судах, но с той разницей, что греки использовали круглые нагели, оба конца которых надпиливались. В такой распил вбивались небольшие деревянные клинья, изготавливаемые из акации, сливы или терна. Затем нагели вставлялись таким образом, чтобы клинья располагались поперек волокна. Тем самым доски обшивки вплотную подгонялись друг к другу. Таран обычно крепился к килевому брусу и выполнялся в виде трезубца или кабаньей головы. Форштевень в верхней части тарана имел клюз3, в который заводился прочный трос, для соединения нескольких судов при сомкнутой атаке.
Изображенная бирема имела на носу решетчатый фальшборт, а весла гребцов верхнего ряда опирались на вынесенные за борт стойки. Весла гребцов нижнего ряда вставлялись в отверстия в борту, от проникновения воды отверстия защищались кожаными манжетами. По борту проходил кринолин, настил которого лежал на удлиненных бимсах, свободные концы их поддерживались наклонными опорами. Этот тип кораблей часто оснащался дополнительным третьим рядом весел и использовался как триеры.
1 Шпангоут – поперечная связь набора.
2 Нагель – деревянный гвоздь.
3 Клюз – отверстие в борту для якорной цепи.
В акватории Кипрского порта Кирения были найдены и реконструированы останки греческого торгового судна. Под давлением тридцатиметровой толщи воды остов расплющился и стал одномерным – все части корпуса остались на месте, только они оказались уплощенными и разровненными, как чертеж с отдельно вынесенными деталями.
Археологи скрупулезно восстановили корабль. Длина его оказалась 14,3 м, ширина по бимсу1 – 4,3 м. Это самое древнее из судов, поднятых со дна моря: радиоуглеродный анализ деревянных частей судна, бронзовые монеты, найденные рядом с ним, позволяют определить его возраст в 2300 лет.
Киль2 изготавливался из скального дуба, шпангоуты – из черной акации. Обшивку делали из липы или красного бука. Для мачты, реи и весел использовали алеппскую ель.
На торговых судах наиболее эффективным движителем был парус, так как гребцы заняли бы большую часть полезной площади. Судно было беспалубным, несло один парус с традиционной оснасткой, управлялось двумя рулевыми веслами. Для защиты от волн борта наращивали решеткой из толстых прутьев, обтянутых кожей.
__________________
1 Бимс – поперечная связь, соединяющая верхние части шпангоута.
2 Киль – основная продольная связь. Прочный брус в диаметральной плоскости при днище судна между штевнями.
Реконструкция корабля проведена по барельефу в храме Фортуны в Пренесте, датируемому концом II в. до н. э. Характерной особенностью судна является узкий кринолин-парадос, служивший не для размещения гребцов, а для защиты бортов. В орнаментальном украшении форштевня предусматривались зажимы для копий. Выше металлического тарана линия форштевня имеет внутренний прогиб, а затем плавно выступает вперед и переходит в массивный акростоль, украшенный своеобразным орнаментом.
Декоративные фигуры крокодилов по обеим сторонам форштевня, вероятно, символизировали название судна. Фальшборт, расположенный по всей длине биремы, в носу и корме имел открытые проходы. В носовой части, на наружной поверхности фальшборта, видны изображения головы Медузы и богини – покровительницы судна. Для военачальника отводилось место под легким тентом-палаткой на корме.
В носовой части располагались характерная для римских боевых судов башня для пращников и абордажный трап-ворон. На акростоле обычно крепились флагштоки с боевыми символами трофеи с захваченных судов. Этот тип биремы – чисто гребное судно, приводимое в движение 88-ю веслами.
Основной тип боевого корабля Средиземноморья. Одни исследователи приписывают изобретение триремы финикийцам, другие называют коринфянина Аменокка. Главным оружием триремы был таран – продолжение килевого бруса. Водоизмещение судна достигало 230 т, длина 45 м. Весла на триремах были различной длины. Самые сильные гребцы – траниты – размещались на верхней палубе. Это была высокооплачиваемая и привилегированная каста. Гребцов среднего ряда называли зигитами, нижнего та-ламитами. Командовал кораблем триерарх, ему подчинялись кормчий и начальник гребцов – гортатор.
Скорость хода триремы на веслах составляла 7–8 узлов, но все три ряда весел работали только во время боя. Даже при небольшом волнении нижний ряд весел втягивали внутрь корабля и весельные порты затягивали кожаными пластырями. Парусное вооружение состояло из большого прямоугольного паруса и малого (артемона) на наклонной мачте в носовой части судна. Мачты делались съемными и убирались на время боя. В ходе сражения триремы стремились развить максимальный ход, ударить тараном в борт врага, лишить хода, сломав ему весла и «сваливались» на абордаж.
Изображенный на рисунке римский зерновоз относится к 50-м гг. н. э. Длина его 27 м, ширина 7,5 м, осадка 2–2,5 м. Такое судно должно было иметь вместимость не менее 250–300 т. Установленная в центре округлого, прочно сработанного корпуса мачта несла прямой парус, который был усилен двумя треугольными парусами, похожими на более поздние лиселя. В носу – короткая наклонная мачта типа бушприта с небольшим парусом артемоном. Наличие артемона являлось серьезным шагом вперед, поскольку благодаря ему появилась возможность ходить при боковых ветрах. Круто изогнутая корма венчалась акростолем в виде головы лебедя.
На выступающих кормовых балконах-кринолинах крепилась пара мощных рулевых весел. На римских зерновозах впервые появилось надпалубное помещение – прообраз мостика. Там же располагались хозяин и пассажиры.